ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ

Всё для фронта, всё для победы

С началом Великой Отечественной войны строительство завода №402 в Молотовске (сейчас Северодвинск) было приостановлено. В эксплуатацию были введены только основания наливных доков, корпусный цех, часть механического цеха, инструментальный, ремонтно-механический, деревообделочный цех и цех покрытий.
В первые дни войны начинается выпуск артиллерийских снарядов, малых авиабомб, тралов. С началом блокады Ленинграда заводу №402 поручают изготовление артиллерийских установок для миноносцев. Принимается решение о передаче строительства подводных лодок серии XIII-38 - минных заградителей Л-20 и Л-22 - с Балтийского завода на завод №402.

В сентябре 1942 года руководство заводом принял Сергей Александрович Боголюбов.


С.А. Боголюбов
Из мемуаров директора завода №402 С.А. Боголюбова:

«Завод не построил к октябрю 1942 года ни одного корабля, ни разу за все время не выполнил план… Количественный, возрастной и квалификационный состав рабочих кадров завода был едва ли не единственным по своему несоответствию по всей стране. Завод-гигант, к тому же недостроенный везде и во всем, располагал 6000 мальчишек и девчонок, примерно наполовину каждого пола, в возрасте 15-18 лет с трехмесячным образованием школ фабрично-заводского обучения. Война и трудовая мобилизация вырвала их из архангельских деревень, где не везде было электричество, и бросила на наш завод».

«Совершенно четко помню: пришел в первый механический цех. Остановился, оглядываю издали пролеты. Что за безобразие, большинство токарных станков без рабочих. Простой! Не похоже на Д.Я. Винокурова, начальника цеха, чтобы была такая дисциплина.

Подошел Винокуров.

- Где твои рабочие? – спрашиваю. – Не работают!

- Как не работают? Все работают.

- Да что ты говоришь! Нет же рабочих!

Винокуров смеется и говорит:

- Зайдите с обратной стороны, со стороны суппорта.

- Зашел. Действительно, стоят «работяги» за станками на деревянных подставках. В то время все станочники у нас работали на таких высоких подставках…»

В годы Великой Отечественной войны 75 процентов работников завода составляла молодежь и женщины - бывшие домохозяйки, которые на производстве показали себя отличными работниками.

Завод стал основным поставщиком тралов для противоминной защиты кораблей. За 1943-1944 годы предприятие сдало флоту 35% от всего количества тралов, изготовленных в СССР.


Для фронта корабелы производили емкости под жидкое топливо и бензин, мостовые конструкции, понтоны, взрыватели, головки и корпуса бронебойных снарядов, автобензоцистерны, пехотные лопатки, котелки. Завод ритмично выполнял и перевыполнял план по изготовлению фугасных авиабомб.

Сроки постройки кораблей в 1944 году сократились в два раза, а сроки сдачи – в пять. Два первых строились в течение 76 и 39 дней, а вторые два и последующие – за 10-15 дней.

В отличие от других предприятий НКСП, завод №402 без помощи иностранных специалистов преодолел трудности, связанные с монтажом и эксплуатацией импортных судовых дизелей, став пионером постройки кораблей проекта №122а и инициатором внедрения крупносекционной сборки их корпусов в кондукторах-каркасах.

В 1944 году завод три раза занимал третье место во Всесоюзном Социалистическом Соревновании судостроителей, два раза завоевывал переходящее знамя Государственного Комитета Обороны
Ленд-лиз
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 17 сентября 1941 года и постановлением Государственного Комитета Обороны от 9 ноября 1941 года предписывалось организовать на западных причалах завода № 402 порт для разгрузки судов. Порт Молотовска стал шестым участком Архангельского морского торгового порта.
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 17 сентября 1941 года и постановлением Государственного Комитета Обороны от 9 ноября 1941 года предписывалось организовать на западных причалах завода № 402 порт для разгрузки судов. Порт Молотовска стал шестым участком Архангельского морского торгового порта.

Возводился морской порт, способный принимать крупнотоннажные транспорты караванов союзников антигитлеровской коалиции. Решалась стратегическая задача – обеспечение круглогодичной навигации на Белом море. Были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км, пирс с нефтебазой и бункерами для угля, 11,5 км железнодорожных путей, склады, навесы, открытые площадки, служебные и жилые помещения. Порт был оснащен восемью портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, четырьмя железнодорожными кранами грузоподъемностью до 35 тонн, двумя плавкранами грузоподъемностью 45 и 150 тонн. На акватории и в морском канале были проведены дноуглубительные работы.

Заводом № 402 было оперативно выполнена задача создания на территории порта базы для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых военному и гражданскому флоту. В кратчайший срок завод построил четыре нефтяных бака (три емкостью по 2200 куб. м и один – 2940 куб. м), два грузовых судна были переоборудованы под береговые танкеры, корпуса еще трех судов были зарыты в грунт и превращены в хранилище мазута.

Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. Порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальным трудностями.

26 ноября 1941 года порт Молотовска принял первое судно союзного конвоя – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег тонны авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белом море. Кроме союзных конвоев Молотовский порт принимал и отправлял суда внутренних конвоев. Всего в 1941 году через порт Молотовска прошло 36200 тонн импортных грузов и 7410 тонн бензина.

Исключительно важное значение Молотовска заключается том, что в годы войны здесь был организован морской порт, где разгружались большее количество пришедших по северному пути союзных караванов, чем на других участках Архангельского морского порта, и создана крупная судоремонтная база военного, ледокольного и транспортного флота на заводе № 402. Приходившие в Архангельский морской торговый порт корабли нуждались в межрейсовом ремонте. В ноябре-декабре 1941 года это было вызвано тяжелыми ледовыми условиями в Белом море, в дальнейшем добавились активные действия противника. В течение всей войны ремонт кораблей из союзных караванов оставался важнейшим направлением в работе завода № 402.
Made on
Tilda