Возводился морской порт, способный принимать крупнотоннажные транспорты караванов союзников антигитлеровской коалиции. Решалась стратегическая задача – обеспечение круглогодичной навигации на Белом море. Были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км, пирс с нефтебазой и бункерами для угля, 11,5 км железнодорожных путей, склады, навесы, открытые площадки, служебные и жилые помещения. Порт был оснащен восемью портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, четырьмя железнодорожными кранами грузоподъемностью до 35 тонн, двумя плавкранами грузоподъемностью 45 и 150 тонн. На акватории и в морском канале были проведены дноуглубительные работы.
Заводом № 402 было оперативно выполнена задача создания на территории порта базы для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых военному и гражданскому флоту. В кратчайший срок завод построил четыре нефтяных бака (три емкостью по 2200 куб. м и один – 2940 куб. м), два грузовых судна были переоборудованы под береговые танкеры, корпуса еще трех судов были зарыты в грунт и превращены в хранилище мазута.
Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. Порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальным трудностями.
26 ноября 1941 года порт Молотовска принял первое судно союзного конвоя – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, но уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег тонны авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белом море. Кроме союзных конвоев Молотовский порт принимал и отправлял суда внутренних конвоев. Всего в 1941 году через порт Молотовска прошло 36200 тонн импортных грузов и 7410 тонн бензина.
Исключительно важное значение Молотовска заключается том, что в годы войны здесь был организован морской порт, где разгружались большее количество пришедших по северному пути союзных караванов, чем на других участках Архангельского морского порта, и создана крупная судоремонтная база военного, ледокольного и транспортного флота на заводе № 402. Приходившие в Архангельский морской торговый порт корабли нуждались в межрейсовом ремонте. В ноябре-декабре 1941 года это было вызвано тяжелыми ледовыми условиями в Белом море, в дальнейшем добавились активные действия противника. В течение всей войны ремонт кораблей из союзных караванов оставался важнейшим направлением в работе завода № 402.